Золотой фонд
школы
Никоновская средняя школа с первых дней
своего создания пользовалась большим и непререкаемым авторитетом всей округи. В
ее классах обучались ученики более чем из 50-ти окружающих сел и деревень,
начиная от с. Шубино и д. Жирошкино до д. Григорово, от с. Салтыково до д.
Левино. При школе был интернат, в котором проживали дети из отдаленных
населенных пунктов.
Многочисленные начальные (4-х классные) и
неполные средние (7-ми летние) школы давали слабые азы знаний, и за три года
обучения в старших классах Никоновская средняя школа должна была восполнить эти
пробелы.
Однажды на уроки 8-го класса, в школу
прибыл Заведующий РОНО И.К.Фугалевич и попросил опросить учеников, поступивших
из других школ. По итогам ответов он дал очень низкую оценку общеобразовательной
подготовке учеников, прибывших из отдаленных школ. Затем, в конце 10-го класса
в феврале, в пургу, от д. Агашкино на лыжах Игорь Константинович вновь посетил
нашу школу и заслушал на уроках тех же учеников, которые опрашивались в 8-ом
классе и был поражен ростом уровня их знаний. В число опрашиваемых попал и я. Судя
по тому, что по окончанию школы я выдержал серьёзный конкурс и поступил в
Тимирязевскую сельскохозяйственную Академию, можно сделать вывод об
объективности его оценки вклада именно Никоновской школы в наше формирование и
обучение.
Несомненно, главная заслуга в успехах
школы принадлежала ее педагогическому коллективу, каждый учитель которого был выдающейся
личностью, высококвалифицированным профессионалом, а вместе они представляли
слаженную команду единомышленников и самоотверженных подвижников, посвятивших
свою жизнь святому делу - обучению крестьянских детей.
Неизгладимое впечатление в моей памяти
оставил учитель химии - Федор Гурьевич, русский интеллигент. Своими
манерами держать себя, внешним видом, одеждой он напоминал
высокоинтеллектуального потомственного дворянина. Его уроки казались
пятиминутными, дающими неиссякаемый заряд знаний и мудрости. В Тимирязевской Академии
изучают 4 различных предмета химии и мне всегда казалось, что основы каждого из
них нам уже излагал наш сельский учитель -Федор Гурьевич.
Не менее сильное влияние на формирование нашего
мировоззрения производили уроки истории, которые вела директор школы Таисия
Афанасьевна Чагадаева. Прекрасный оратор, глубокий психолог и знаток
реальной жизни России, она учила нас познавать суть явления, взаимосвязи событий
и прогнозировать направления
их дальнейшего развития. Мы жили в период непрерывных государственных
перемен, и школьные, казалось бы, простые уроки истории, мне, например,
заметно помогли выработать свой жизненный путь.
С большой теплотой вспоминаются уроки
литературы, проводимые Серафимой Арсентьевной Коган. В изучении
классиков она, как правило, выходила за рамки исторических событий, в которых жили
герои литературных произведений. Очень мягко, тактично и незаметно она находила
формы и способы перенесения нашего сознания в ту историческую эпоху, в которую
эти герои жили, и сделать их хорошие манеры нашими. Помнится, она как-то зашла
к нам в интернат - каждый занимался своими делами. Мой одноклассник Володя
Орлов чистил ногти. Серафима Арсентьевна, со свойственной ей уважительностью
говорит: «Правильно, можно быть дельным человеком и думать о красе ногтей».
Завязался непринужденный и глубоко запавший в душу разговор об Онегинских
героях Пушкина А. С.
Душевный и заботливый, хотя на вид очень
строгий и сумрачный, воспитатель интерната Петр Иванович Каверин всегда
находил к нам отеческий подход, чтобы наши интернатские шалости не выходили за рамки
приличия, помогал нам мужественно пережить зимние суровые морозы в холодном
интернате, любил играть с нами в шахматы и регулярно проводил шахматные турниры
с воспитанниками соседней детской колонии.
Очень пригодились в жизни проводимые
известным советским лыжником Анатолием Петровичем Финогеновым уроки
физкультуры. Наша школьная команда всегда завоевывала призовые места на районных
соревнованиях, что поднимало наш дух и гордость за школу. Позже, когда
студентом я осуществлял с однокурсниками лыжный поход Москва-Ленинград, приобретенные
навыки, такие как умение отдохнуть в пути и не застудиться, смазать лыжи,
подобрав нужную мазь, и многое - многое другое, полученное от Анатолия
Петровича, мне очень пригодилось в жизни, а не только в этом походе.
Для нас, учеников той поры, не было второстепенных уроков. Все они
дополняли друг друга, а в целом расширяли кругозор, формировали наше сознание
и. интуицию, в последующем позволяющие нам принимать нужные жизненные решения -
Годы обучения в Никоновской школе - это один из самых ярких и счастливых
периодов моей жизни, и я признателен за это моим любимым учителям.
В.А.Куфаков,
выпускник